Моя педагогическая философия

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

                                                     Ю. Левитанский

У каждого из нас свой жизненный путь. Кем быть? Каким быть? Эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому из нас. Одни становятся бизнесменами, другие – врачами, третьи – спортсменами, а кто-то выбирает трудный, но необходимый путь Учителя, преподавателя.

Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждому дано стать великим художником, гениальным композитором или известным актёром. Не каждый может стать и настоящим Учителем.

Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал Он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – божественную воду. А четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». И послал Бог на землю Учителей: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал своих ангелов и наказал им быть учителями для детей человеческих. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы, взрослеют и спешат к детям, чтобы направить их на путь истинный».

В юности я мечтала стать учителем информатики, занималась много и с большой охотой. Моим идеалом была моя учительница Мисюра Галина Петровна. Талантливая, умная, строгая, справедливая, она покорила меня мощью своих знаний.

После окончания Иркутского государственного педагогического института я начала свою деятельность в восьмом классе обычной сельской школы. Минимум педагогической практики, максимум желания – все, что было в моей педагогической шкатулке. При этом главным принципом всей деятельности стали слова И.Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

Опыт мировой педагогики, профессиональная деятельность, общение с коллегами и друзьями, собственные размышления создали тот сплав, который составляет мои жизненные и педагогические воззрения.

Воспитать человека образованного, причем гуманными методами – вот идеал, к которому стремлюсь я. Кем бы ни хотел стать молодой человек, он, прежде всего, должен стать Человеком, различать добро и зло, иметь свои убеждения. Для этого нужно искренне любить людей, правду, откровенность. Это невозможно без веры в себя, без способностей к самопознанию.

В учебном процессе объективно возникает противоречие между коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков. Это противоречие стимулирует меня к поиску эффективных путей дифференциального подхода к каждому учащемуся. Зажечь вдохновенье, возбудить интерес к предмету и своим возможностям, помочь открыть что-то свое – моя задача.

Ничто не возбуждает умственную деятельность, как создание творческой атмосферы на уроке, активное участие в занятиях.

Творческое обучение требует индивидуализации, учета психологических различий учащихся.

На уроках я люблю повторять: «На свете есть три вещи: желание, знание и труд. Только желание прокладывает дорогу знаниям. Только упорный труд позволяет овладеть знаниями, и тогда все вместе они открывают врата успеха».

Успешность учения зависит от совместного труда учащегося и преподавателя. Не все учащиеся одинаковы. Учащиеся отличаются друг от друга по интересам, складу характера, отношением к преподавателю и т.д. Что делать с теми, кого не тревожит жажда знаний? Опыт показывает, что с такими учащимися нужна индивидуальная работа.

Самостоятельная деятельность позволяет сблизить преподавателя и учащегося, создает атмосферу сотрудничества, обеспечивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха.

На мой взгляд, личность преподавателя играет не последнюю роль. Учащиеся ценят в преподавателе, прежде всего, доброжелательность, отзывчивость и понимание, ровность в общении, юмор и широту взглядов, увлеченность своим делом, возможность в любой момент получить дружеский совет и помощь, потом уже профессионализм и компетентность. И радостно слышать при встрече слова: «Как жаль, что вы больше у нас не преподаете!»

Уча других, учусь сама. Я всегда ищу что-то новое в педагогике, в методике, апробирую на своих уроках и оставляю то, что находит отклик в моей душе, в моих мыслях.

Много воды утекло с той поры, когда я впервые решила стать учителем, но до сих пор я вспоминаю слова любимого учителя: «Есть две профессии,  в выборе которых ошибаться нельзя: врач и учитель. Первые лечат тело, а вторые – души людей. И ошибки в их работе обходятся слишком дорого». Эти слова глубоко запали мне в душу. И в своей работе я стараюсь быть очень внимательной и чуткой по отношению к учащимся, помня, что каждый мой неправильный шаг, каждое случайно сказанное слово может привести к непоправимым последствиям. Я делаю всё возможное для того, чтобы помочь студенту познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но не менее важно для меня и то, что я сама иду на урок с удовольствием и жду встречи с ними.

Конечно, труд учителя нелёгок. И дело не только в затраченном времени и в тех титанических усилиях, которые приходится прикладывать педагогу, чтобы вложить в юношеские головы азы науки. Самое трудное в нашей профессии – научить своих подопечных быть Человеком в самом высоком смысле этого слова. А для этого необходимо найти ту единственно верную дорожку, которая ведёт в сердце каждого студента. Н. К. Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику, нельзя свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. А настоящий учитель, на мой взгляд, и обладает всеми этими качествами.

Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя: из зёрен добра и справедливости выращивает он души детей, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти себя, свой путь в жизни. И если хоть один из моих студентов сможет найти своё призвание и будет гордо нести звание Человека, значит мой выбор – стать Учителем – не был ошибкой, и все мои усилия оправданы.